2023 год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года - признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа професии учителя.
В конце 2018 года был утверждён национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Две главные цели заявленного нацпроекта:
1) Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
2) Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников ОО будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
- измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах.
- улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
- практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
- привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию фундамента и сообщества благодарных выпускников.
Модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации, а также вне ее при участии молодых специалистов, представителей предприятий и организаций, сообщество педагогов, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
Нормативно-правовые акты
Федеральный уровень
-
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
-
Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
-
Письмо Министерства просвещения России от 21.12.2021 г. № АЗ-11288;
-
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.).
-
Указ Президента Российской Федерации о проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника.
-
Распоряжение Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 399-р (план основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника).
Региональный уровень
Локальные нормативные акты
Педагоги-наставники
Блюменштейн Ирина Владимировна
-
Занимаемая должность - воспитатель.
-
Квалификационная категория - высшая.
-
Образование - среднее профессиональное, Рубцовский педагогический колледж, 2006 год, квалификация - "воспитатель детей дошкольного возраста", специальность - "дошкольное образование".
-
Общий трудовой стаж - 19 лет.
-
Стаж педагогической работы - 19 лет.
-
Стаж работы в данном учреждении - 15 лет.
-
Повышение квалификации - ООО "Центр развития образования", 2023 г., "ФОП и ФАОП для детей с ОВЗ ДО: требования и особенности организации образовательного процесса в условиях разработки и внедрения", 36 часов.
-
Награды - Почетная грамота МКУ "Управление образования" г. Рубцовска, 2018 год, Почетная грамота Админитсрации г. Рубцовска Алтайского края, 2021 год.
-
Блюмештейн Ирина Владимировна является наставником воспитателя Маровой Дарьи Константиновны.
Колесникова Марина Владимировна
-
Занимаемая должность - воспитатель.
-
Квалификационная категория - высшая.
-
Образование - среднее профессиональное, Рубцовское педагогическое училище, 1991 год, квалификация - "воспитатель детей дошкольного возраста", специальность - "дошкольное образование".
-
Общий трудовой стаж - 29 лет.
-
Стаж педагогической работы - 29 лет.
-
Стаж работы в данном учреждении - 2 года.
-
Повышение квалификации - АО "Академия "Просвещение", 2022 г., "Современные подходы к реализации ФГОС ДО", 144 часа; ООО "Университет 21 век", 2023 год, "Разработка, внедрение и реализация ФОП ДО", 36 часов.
-
Награды - Почетная грамота МКУ "Управление образования" г. Рубцовска, 2018 год, Почетная грамота Админитсрации г. Рубцовска Алтайского края, 2021 год.
-
Колесникова Марина Владимировна является наставником воспитателя Мананковой Ксении Сергеевны.
Полежаева Екатерина Сергеевна
-
Занимаемая должность - воспитатель.
-
Квалификационная категория - первая.
-
Образование - среднее профессиональное, КГБПОУ "Рубцовский педагогический колледж", 2003 год, квалификация - "воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания", специальность - "дошкольное образование".
-
Общий трудовой стаж - 19 лет.
-
Стаж педагогической работы - 19 лет.
-
Стаж работы в данном учреждении - 5 лет.
-
Повышение квалификации - ФГБОУ ВО "АлтГПУ", 2020 г., "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ", 24 часа; ООО "Центр развития образования", 2023 г., "ФОП и ФАОП для детей с ОВЗ ДО: требования и особенности организации образовательного процесса в условиях разработки и внедрения", 36 часов.
-
Полежаева Екатерина Сергеевна является наставником воспитателя Собаниной Оксаны Юрьевны.
Савиных Юлия Александровна
-
Занимаемая должность - старший воспитатель.
-
Квалификационная категория - высшая.
-
Образование - высшее профессиональное, Барнаульский государственный педагогический университет, 2004 год, квалификация - "преподаватель дошкольной педагогики и психологии", специальность - "дошкольная педагогика и психология".
-
Профессиональная переподготовка - АКИПКРО, "Менеджмент в образовании", 2013 год, 550 часов.
-
Общий трудовой стаж - 21 год.
-
Стаж педагогической работы - 21 год.
-
Стаж работы в данном учреждении - 8 лет.
-
Повышение квалификации - КГБОУ ДПО "АИРО", 2020 г., "Экспертиза конкурсных материалов в образовании", 24 часа; ООО "Центр развития образования", 2023 г., "ФОП и ФАОП для детей с ОВЗ ДО: требования и особенности организации образовательного процесса в условиях разработки и внедрения", 36 часов.
-
Награды - Почетная грамота Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, 2013 г., Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации, 2023 год.
-
Савиных Юлия Александровна является наставником воспитателя Кузнецовой Виктории Александровны.
Сухарева Елена Витальевна
-
Занимаемая должность - воспитатель.
-
Квалификационная категория - высшая.
-
Образование - среднее профессиональное, Джамбульское педагогическое училище, 1990 год, квалификация - "воспитатель в дошкольных учреждениях", специальность - "воспитатель в дошкольных учреждениях".
-
Общий трудовой стаж - 19 лет.
-
Стаж педагогической работы - 19 лет.
-
Стаж работы в данном учреждении - 9 лет.
-
Повышение квалификации - ООО "Инфоурок", 2022 г., "Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", 72 часа; ООО "Центр развития образования", 2023 г., "ФОП и ФАОП для детей с ОВЗ ДО: требования и особенности организации образовательного процесса в условиях разработки и внедрения", 36 часов.
-
Награды - Почетная грамота Аистрации города Рубцовска Алтайского края, 2020 год.
-
Сухарева Елена Витальевна является наставником воспитателя Зайцевой Ксении Сегеевны.